Что делать, если с карты пропали деньги?

До вступления в силу Федерального закона “О национальной платежной системе” от 27.06.2011 N 161-ФЗ (Закон о НПС), практически все спорные ситуации, связанные с карточными расчетами, решались в пользу банка, которые исходили из положения, что ответственность за сохранение контрольной информации лежит на потребителе, поэтому все неоднозначные споры решались в пользу кредитных учреждений.

А как с этим дела обстоят сегодня? Что делать, если вы неожиданно узнаете о списании средств, которое не было вами санкционировано?

Независимо от причин списания, порядок действий владельца карты должен быть единым. Сегодня этот порядок и определяется Законом о НПС. Причем порядок действий определен не только для владельца карты, но и для банка.

Банк обязан информировать владельца карты обо всех совершенных по счету операциях

Как правило, применяется СМС-оповещение. Если банк не проинформирует клиента о транзакции, он будет “обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован, и которая была совершена без согласия клиента” (ч. 13 ст. 9 Закона о НПС).

Клиент должен незамедлительно сообщить в банк о несанкционированной им операции не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершенной операции. Закон о НПС также требует сообщить в банк о потере или пропаже карты.

Если клиент сообщил в указанные сроки о том, что списание денег было инициировано не им, банк обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента – физического лица (ч. 15 ст. 9 Закона о НПС).

Если клиент не сообщает банку о том, что операция не была им санкционирована, банк не обязан возмещать клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента (ч. 14 ст. 9 Закона о НПС).

В случаях очевидных нарушений клиента, например, при фишинге, когда тот “сам” сообщает мошенникам всю контрольную информацию, решение может быть принято не в его пользу. Однако в такой ситуации банк должен будет представить доказательства того, что неправомерная операция была непосредственно связана с неправильными действиями клиента.

В остальных случаях средства должны быть возвращены на карточный счет клиента.

Следует также иметь в виду, что существует процедура возврата платежей (ошибочных, мошеннических) chargeback в самих платежных системах. Она не всегда работает, но попытаться ею воспользоваться при возникновении проблем необходимо.

Всем держателям банковских карт стоит очень серьезно относиться к вопросам безопасности в сфере карточных расчетов.

Так и знал
Добавить комментарий