Chargeback или «возвратный платеж»: понятие и условия применения

Условия chargeback не прописаны в законах: их регулируют правила платежных систем и банки обязаны им следовать.

Ведущие международные платежные системы, такие как Visa или MasterCard еще в конце 1980-х годов определили порядок совершения возвратного платежа chargeback. Российская платежная система «Мир» также утвердила правила chargeback.

Как происходит процедура chargeback

Процедура chargeback предполагает, что плательщик подает заявление на возврат денег в свой банк (банк-эмитент), который перенаправляет заявление в платежную систему. Если заявление соответствует требованиям платежной системы, она перенаправляет его в банк-эквайер (банк, обслуживающий счет, на который вы перевели деньги). Банк-эквайер проверяет, были ли нарушения правил платежной системы при проведении этой транзакции. Если он не найдет доказательств того, что все происходило в рамках правил, то через определенное время банк будет обязан списать со счета продавца спорную сумму денег (добровольно или принудительно).

В каких случаях можно воспользоваться процедурой chargeback

В Правилах платежной системы MasterCard указаны 24 причины, по которым банк-эмитент (банк, выпустивший банковскую карту), может запросить банк- эквайер (банк, который осуществил спорную операцию, он же банк получателя платежа) вернуть сумму, перечисленную клиентом.

Примерно половина из них – это разного рода технические сбои и ошибки при осуществлении платежа (в том числе двойной платеж, несанкционированное списание, невыдача денег банкоматом и т.п.), а другая половина – описание ситуаций, когда продавец получил оплату за товар или услугу, но при этом товар не поставил или поставил не то, что обещал, а также случаев откровенного мошенничества.

Но если в случаях с техническими сбоями и ошибками процедура chargeback как правило, заканчивается в пользу покупателя (плательщика), то в случаях профессионального мошенничества далеко не всегда удается добиться возврата денег в связи с тем, что возникают проблемы с обоснованием chargeback.

Кроме этого, банки могут столкнуться с ситуацией, когда у мошенника окажется пустой счет, а возвращать деньги клиенту придется. Поэтому Банки с осторожностью относятся к запуску процедуры chargeback, когда речь идет о возможном мошенничестве. Поэтому пострадавшему клиенту нужно со всей серьезностью отнестись к сбору документов и свидетельств, которые бы однозначно доказывали недобросовестность поставщика услуги.

chargeback возможен, если клиент оплатил покупку картой. Если покупка или услуга оплачена не картой, или был перевод со счета на счет, например через приложение, то процедура chargeback невозможна!

Процедура chargeback

По правилам платежных систем начать процедуру chargeback может только банк-эмитент. Для этого необходимо обращение владельца карты.

Также следует учитывать сроки подачи заявления на процедуру chargeback. Они определяются правилами платежных систем.

Срок для подачи заявления на chargeback – 120 дней с даты ожидаемого получения товара или услуги, но не более 540 дней с даты оплаты.

В течении этого времени, вы имеете полное право обратится в банк с заявлением на требование принудительного возврата средств со счета получателя перевода.
К заявлению нужно приложить все возможные доказательства, обосновывающие необходимость процедуры chargeback. Но только банк-эмитент решает, достаточно ли у вас оснований для начала этой процедуры.

Будьте настойчивы и постарайтесь максимально серьезно и ответственно отнестись к написанию заявления и предоставлению доказательств.

Конечно, не факт, что платежная система обязательно встанет на вашу сторону и вам будут возвращены деньги, но попытаться стоит.

Так и знал
Добавить комментарий