Достоверность адреса места нахождения юридического лица

Адрес места нахождения юридического лица

Государственная регистрация юридического лица согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При этом наличие достоверного адреса юридического лица относится к существенным условиям деятельности организации (Письмо Минфина России от 29.05.2019 N 03-12-13/38956).

Структура адреса включает в себя последовательность адресообразующих элементов, в том числе тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении.

При заполнении заявлений, используемых при государственной регистрации, необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п,), квартира (офис и т.п.)).

Отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), по которому будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица, что может повлечь отказ в государственной регистрации.

Таким образом, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должен быть указан полный адрес юридического лица, включая номер помещения или офиса. Для исключения разногласий с государственными органами, рекомендуется уточнить адрес организации в ЕГРЮЛ подав заявление по форме № Р14001 с указанием полного адреса.

Форма № Р14001 «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц», утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, приложение 6.

Проверка достоверности адреса места нахождения юридического лица

Проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. В частности, такая проверка может проводиться посредством проведения осмотра объектов недвижимости.

Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

  1. адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ, обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой ’’организация выбыла”, ”за истечением срока хранения” и т.п.);
  2. адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
  3. адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершённого строительства;
  4. адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
  5. имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

В то же время если будет установлено, что осмотр помещения был проведен в нерабочее время организации, проверяющий не входил в само здание, в связи с чем не мог зафиксировать факт отсутствия заявителя в спорном помещении, то результаты такого осмотра не будут подтверждать отсутствие юридического лица по заявленному адресу. В этом случае действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности соответствующих сведений могут быть признаны незаконными.

Можно ли использовать квартиру (жилое помещение) как адрес места нахождения юридического лица?

В соответствии со ст. 288 и п. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан.

Юридические лица могут использовать жилые помещения только для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Вместе с тем назначение жилого помещения и пределы его использования определены также ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно п. 2 которой допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не содержит запрета на размещение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту жительства (адресу) руководителя этого исполнительного органа или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Судебная практика
В соответствии со сложившейся судебной практикой (Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.06.2007 дело N АЗЗ-18496/06-Ф02-3367/07, Федерального арбитражного суда Волго- Вятского округа от 17.03.2006 дело N А82-4788/2005-1) решения регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации юридических лиц по месту постоянной регистрации физических лиц, представляющих их постоянно действующие исполнительные органы, были признаны незаконными.

Так и знал
Добавить комментарий